Главная
 
Паломничество
 
Святыни
  Галерея
  Ссылки
  Гостевая книга





 

  

 
 

Житие преп. Антония Дымского и историческое описание Антониева Дымского монастыря.

 

 

Ворота монастыря Дымский монастырь находится в 15 верстах (~20 км.) от г.Тихвина в пустынной местности на возвышенности близ прилегающего с юго-запада Дымского озера, давшего название всей обители. Воды этого небольшого озера считаются целебными и благочестивые паломники издавна держались обычая купаться в нем или хотя бы умываться в его водах, ведь большинство чудес святого Антония совершилось через омовение в Дымском озере, которое с XV в. получило именование Святого. Обитель Дымская еще в XVII-XVIII веках была окружена вечнозеленым сосново-еловым лесом, но уже в XIX веке вся окрестность превратилась "в огороды, пашни и луга".

Житие преп. Антония Дымского.
Преподобный Антоний Дымский родился в начале XIII в. (~ 1206 г.) в Вел. Новгороде в благочестивой семье. С раннего возраста почувствовав иноческое призвание он пришел в Хутынскую обитель Всемилостивого Спаса к преподобному Варлааму, от которого и принял постриг (~1224 г.) Новоначальный инок с первых дней успевал в добродетелях терпения, смирения, кротости, уединенной молитвы, чем и стяжал расположение как св. игумена Варлаама, так и всей братии.
В 1238 г. случилась нужда по церковным делам ехать в Константинополь. Избранием всей братии и благословением архим. Новгородского Спиридона (1229-1249) был послан преп. Антоний к Патр. Константинопольскому Герману II (1224-1240) Обстоятельства этого посольства неизвестны, но известно, что Антоний (скорее всего в сане иеромонаха) по каким-то причинам задерживался там 5 лет. Рукописное житие конца XVII в. повествует о том, что Антоний, "совершив возложенное послушание и посетив святые места, с благословением Патриаршим вернулся". Преп. Варлаам Хутынский уже на смертном одре провидел возвращение Антония и сказал: "наставником оставляю вместо себя сверстника моего Антония, который возвратился из Царьграда и святых мест, и в этот самый час уже недалеко от нас".
Эта поездка в Константинополь и встреча с Византийским Патриархом свидетельствует не только о благонадежности и ответственности Антония, но и о достаточной образованности сего святого мужа.
Муравьев А.Н, следуя монастырскому летописцу, говорит о том, что сам преп. Варлаам указал на прибывшего Антония как на своего приемника по игуменству, но скорее всего, Антоний после блаженной кончины преп. Варлаама (1/19 ноября 1243 г.) стал только строителем и управителем Хутынской обители. В этот период в Хутынском монастыре был достроен и украшен (расписан) храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
Часовня св. Антония Дымского Любовь братии и слава людская тяготили преп. Антония и он задумал уйти подальше на север, в лесные дебри, на уединенное отшельническое житие.
Это случилось так: стоя на молитве, он долго просил Господа Спасителя и Его Преблагословенную Матерь указать место упокоения его старости и, "посем в тайне оставил обитель, пошел на север, всего себя предав Промыслу Божию". И так достиг подвижник безвестного места у Дымского озера, непрестанно говоря себе: "се удалихся бегая, и водворихся в пустыне, чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури" (Пс. VI, 8-9). Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме, а на озере обрел большой камень-валун недалеко от берега, выступающий на поверхность воды. Антоний приплывал к нему на лодке и, стоя на нем, подолгу молился. В каждодневной молитве и труде провел он немало лет, пока молва о нем, о его подвижнической жизни, не привела к нему людей, жаждавших разделить такой образ жизни. Так молитвенный камень преподобного Антония положил начало Дымскому монастырю. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг "столпничества на водах", предваряя подвиг тысячедневной молитвы не камне преп. Серафима Саровского и св. старца Серафима Вырицкого, поэтому сей камень по праву стал почитаться одной из святынь Дымского монастыря.
Св. Антоний поселился в глухом, необжитом Обонежском крае более чем за 130 лет до явления здесь Тихвинской иконы Б.М. и потому считается как бы ее "предтечей"; а ктому же и основателем древнейшей обители на территории Санкт-Петербургской епархии, который своим молитвенным подвигом призвал на берега реки Тихвинки благословение Царицы Небесной, вымолив и явление ее чудотворного образа, произшедшее в 1383 г. 15 верстами севернее. Богомольцы издревле поняли эту таинственную связь и установили обычай - по пути на богомолье в Тихвинскиой монастырь прежде заходить в обитель Дымскую к преп. Анотонию.
Одним из подвигов святого подвижника было всегдашенее ношение на голове 8-фунтовой (~ 3кг.) железной шляпы. Разделить труды его приходили сюда многие ревнителя иноческого жития, которые, прося благословения, поселялись вокруг. Вскоре образовалась небольшая братия, которая с общего согласия решила письменно просить Вел. княза Александра Ярославича Невского (г.р. 1220-1228-1263), чтобы он пожаловал грамоту на создание монастыря и, получив ее, с благословением архиеп. Новгродского Далмата (1251-1274) приступили к постройке храмов - первым был деревянный двухуровневый в честь преп. Антония Великого (IV в.) с приделами - внизу во имя Покрова Божией Матери, а наверху в честь свят. Николая Чудотворца. Тогда же были выстроены первые келлии, немного спустя была построена вторая, уже теплая (т.е. отапливаемая) церковка в честь Рождества Иоанна Предтечи с братскою трапезою. Так прошло немало лет до самой кончины преподобного Антония, которая последовала на 67 г. его жизни и, по преданию, 24 июня / 7 июля в 1273 г. Тело его было положено в устроенной им церкови преп. Антония Великого на левой стороне и в 1370 г., в дни княжения вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, (т.е. почти 100 лет спустя) было обретено нетленным.

История Антониева Дымского монастыря по кончине преп. Антония.

После преставления преподобного Антония Дымского возник благочестивый обычай плавать вокруг того камня, на котором он молился, и много болящих исцелялось этим купанием. Так, по преданию, еще при жизни преп. Антония, сам блгв. кн. Александр Невский приезжал в обитель Дымскую, купался в озере и исцелился от ревматизма.
В 1409 г., во время набега татар под предводительством Едигая на Новгородские волости, братья Дымского монастыря, во избежание надругательства, опустила раку с мощами в землю, под спуд, накрыв сверху каменной плитой, засыпала землей, а всю церковную утварь и колокола скрыла на дне озера, равно как и железную шляпу преподобного - считается, что именно с тех пор оз. Дымское стало именоваться также и "Святым" (шляпа эта по истечении многих лет была найдена). Братья же в ту годину оставили обитель на продолжительное время. Дата возобновления монашеской жизни в Антониево-Дымском монастыре после разорения 1409 г. - неизвестна.
Однако в 1585 г. в нашествие шведов из-за полного уничтожения валаамского Спасо-Преображенского монастыря его братия вынуждена была уйти вглубь Новгородских пределов. Угроза нашествия нависла и над Антониево-Дымским монастырем. По благословению митрополита Новгородского Александра братия последнего была эвакуирована, а иноки валаамского монастыря были вселены в пустующий Антониево-Дымский монастырь. Однако в этот раз шведы не дошли до Тихвинских пределов и Дымская обитель уцелела, хотя и пострадала в хозяйственно-бытовом отношении, что повлияло даже на соблюдение Устава.
В Дымском монастыре валаамские монахи пребывали еще и в 1592 г., о чем свидетельствует жалованная грамота "правителя" Бориса Годунова о возобновлении Валаамского монастыря. В 1598 г. грамотой царя Феодора Иоанновича игумену Валаамского монастыря Давиду повелено по-прежнему владеть Антониево-Дымским монастырем.
В Смутное время, после шведского нашествия в 1611 г., последовало второе разорение Антониева м-ря: братия была изгнана, а монастырь разрушен.
В 1626 г. по повелению царя Михаила Феодоровича Романова и по благословению Патр. Филарета монастырь был восстановлен. В этот же год царица Дария Алексеевна присылает пожертвование в Дымскую обитель в размере 5 рублей.
В 1655 г. при строителе Филарете воздвигается первый каменный храм Дымского монастыря во славу Живоначальной Троицы, а в 1687 г. в игуменство Симеона летописью отмечены два случая чудесного спасения преп. Антонием Дымским монастыря от пожара.
Приблизительно в 1690 г. Антониев монастырь был приписан новгородскому Софийскому собору.
От этого периода известно особо много случаев исцелений. Так в 1744 г. усердием Санкт-Петербургского купца Калитина, получившим чудесное уврачевание тяжкой болезни, над местом упокоения преп. Антония устроена деревянная резная с позолотой рака, а рядом на деревянной тумбе была положена железная шляпа, которую богомольцы надевали на свои головы, от чего некоторые получали исцеление. До 1764 г. Антониево-Дымским монастырь владел 120 дес. земли и за ним числилось 111 крестьян, тогда как 20-ю годами раньше, в 1744 г., насчитывалось до 157 душ. Введение штатов и секуляризация монастырских земель привели к упразднению Дымской обители. Храмы стали приходскими церквями, а в зданиях проживал их причт. Так было до 1/14 сент. 1794 г., когда ходатайством архим. Тихвинского Большого Успенского м-ря Игнатием и указом митр. Гавриила был возобновлен Дымский монастырь на правах общежительного. Одним из последних мирских клириков был священник Алексей Михайлович, дом которого с двором и конюшней с разрешения митрополита Гавриила за 125 руб. выкупили иноки Тихвинского монастыря, переведенные в Дымский монастырь в связи с восстановлением последнего. В нем стала жить братия в количестве 30 чел., это число братии всегда оставалось постоянным.
Устав возрожденного монастыря из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров) и прислал только через год - 11/24 октября 1795 г. Возрожденный Дымский монастырь состоял в III штате и получал по нему 85 руб. 71 коп., но были и другие доходы, которые в общей сложности не превышали 110 руб. в год. К тому же м-рь пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом.
9 апреля 1799 г. Император Павел Петрович на постройку новых братских келлий и на починку церквей выделил из казны 2000 сосновых деревьев.

Здания Дымского монастыря.

Колокольня монастыря Главным был четырехпрестольный, пятиглавый, двухъярусный каменный собор Св. Троицы (10х7,5 саж.) с колокольней и двумя полукруглыми апсидами на восточной стороне для алтарей (освящен 25 февр. 1806 г.) с приделом на втором ярусе в честь преп. Антония Дымского (освящен 14 февр. 1806 г.). Обустройство верхнего яруса 1806 г. было осуществлено при строителе иером. Герасиме (Гайдукове). Нижний ярус до этого был обустроен в 1655 г. и освящен 16-17 янв. 1656 г. Внизу с приделами Казанской иконы Богоматери (освящен 28 авг. 1849 г.) и приделом прп. Антония Великого (освящен 10 / 23 июля 1850 г.). Новое освящение было вызвано заменой иконостаса, пожертвованного московским купцом Иваном Колесовым.
Деревянный же храм Рождества Иоанна Предтечи (7х3 саж.) был освящен ранее архим. Евфимием, настоятелем Тихвинского Большого монастыря 23 июня / 6 июля 1783 г. К 1840 г. этот храм обветшал и был отреставрирован (обшит тесом и покрыт листовым железом).
В 1839 г. при игумене Амфилохии (1835-1839) монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башнями по углам, святыми вратами, на западном фронтоне которых помещалось изображение новозаветной Св. Троицы с предстоящими внизу Варлаамом Хутынским и Антонием Дымским.
При следующем настоятеле игумене Иларии (1839-1853) в 1840 г. был построен одноэтажный каменный братский корпус, в 1846 г. - двухэтажный корпус для настоятеля и размещения в нем братской трапезной, кухни и просфорни, в 1849 г. - двухэтажный корпус для работников монастыря и паломников (сохранился до сего дня), а в 1850 г. достроены хозяйственные постройки (ледники и квасоварня).

Замечательные предметы и святыни.

Кроме мощей и железной шляпы в монастыре хранилось древнего письма Казанская икона Божией Матери - престольная в Казанском пределе собора, чтимая паломниками и считавшаяся чудотворной (история ее происхождения и дальнейшая судьба после Революции 1917 г. - неизвестна). Церковная утварь и другие предметы священнослужения не представляли особой ценности, кроме следующих поименованных в "Ист.-стат. описании…":
1) серебряный ковчег местами позолоченный, работы известного мастера Ф.А.Верховцева;
2) серебряно-золоченый сосуд с надписью принадлежности;
3) Евангелие в серебряно-позлащеном окладе, на верхней доске которого изображено Воскресение Христово и четыре евангелиста по углам, осыпанный стразами;
4) серебряно-позлащенный напрестольный крест, также осыпанный стразами;
5) несколько одиночных облачений из легкой парчи;
6) покровы и занавесы ручной работы, покрывающие раку (парчевые - дар И.А.Колесова - московского купца, 1845 г. и глазетовые - дар Тихвинского помещика Д.И.Головцына, 1860 г.) - эти вклады были главным украшением ризницы.
7) Монастырская библиотека была скромна - всего 300 книг, 23 из которых пожертвованы Козельской Введнской Оптиной пустынью в 1860 г. и 117 книг завещаны после смерти господина Чоблокова в том же 1860 г.

Местные праздники.

Всех праздников в году семь (7), все они храмовые.
1,2 в честь преподобных Антония Вел. (IV в.) и Антония Дымского (+1273 г.) - 17/30 января,
3 во имя Живоначальной Св. Троицы,
4, 5 Рождество Иоанна Предтечи и преставление преподобного Антония Дымского. 24 июня / 7 июля бывал крестный ход на оз. Дымское (в этот день бывало особенно большое стечение народа и устраивалась небольшая ярмарка).
6, 7 8 / 21 июля и 22 окт. / 4 ноября в честь Казанской иконы Божией Матери.

Состояние Антониева Дымского монастыря после 1917.

Нынешнее третье разорение обители началось с присылки броневика с большевиками-солдатами для разгона монахов. В память о том событии обитель была переименована в населенный пункт "Красный броневик".
Старожилы рассказывают, что один из иноков - иером. Иов. скрывался в близлежащих селах, тайно совершал крещения, отпевания, молебны. Это стоило ему жизни. Однажды он был найден и застрелен в пустынном месте комиссарами, приняв мученическую кончину.
В опустевших зданиях расположили психиатрическую больницу. Затем, до самых последних времен (1997 г.), этими зданиями владел бокситогорский комбинат "Глинозем", а в гостиничном корпусе для паломников (1849 г.) размещался заводской санаторий - профилакторий. Собор и храм, а так же ограда (1839 г.) полностью разрушены, значительно разрушена и колокольня, от которой остался 2-х ярусный остов.
Началом возобновления стало установление святого креста в 1994 г. у св. камня на Дымском озере приходом Петро-Павловской церкви с. Сомино и помощью петербургских меценатов приуроченное к 720-летию со дня преставления преп. Антония (+1273 г.).
30 января 1997 г. на праздник преп. Антония Великого "зимнего" представители комбината "Глинозем" передали ключи от уцелевшего гостиничного корпуса насельникам Тихвинского монастыря во главе с иеромонахом.
30 октября 1997 г. Антониев-Дымский монастырь был возобновлен как скит Тихвинского монастыря; в нем до сих пор не электричества и регулярного транспорта (в 3-х км. от ж/д ост. Галично бокситогорского направления). Дымский м-рь удален на 238 км. от СПб. Ехать надо по Мурманскому шоссе (М 18) до реки Волхов, потом направо по шоссе А 114.
24 июня / 7 июля и 17 / 30 января ежегодно сюда стекаются паломники, возрождается обыкновение купаться у святого камня на озере Дымском. В ближайшее время преполагается поставить часовню на берегу озера, а так же деревянный храм с престолами в честь Казанской иконы Приснодевы Марии, Святого Иоанна Предтечи и преподобного Антония. Старший брат - монах Варфоломей (Ковалев).


Хачанов Андрей, студент 4-го курса СПбДА.
Фотографии получены по адресу http://novodev.narod.ru/links.html

 

2002 Лавренец Никита.

Поддержка сайта,
идеи и их исполнение:
Румянцева Алиса

Hosted by uCoz